Крах закона о туризме: не защищая туристов, он обирает туроператоров

Девять месяцев работы туристического рынка России при новой редакции Закона о туризме доказали полную профнепригодность чиновников Минкульта и Ростуризма, писавших данный документ, а все фонды «Турпомощи» оказались полнейшей профанацией, туристов не защищающие, зато обирающие туроператоров. Ещё в январе в статье «Разоблачения нового закона о туризме: почему он уменьшил защиту туристов и как с его помощью «зачистят» туроператорский рынок» эксперты Турпрома прогнозировали, что туроператоры обязательно найдут и начнут массово использовать возможности по уменьшению различный финансовых поборов, придуманных в новом законе. Самый простой для этого способ – каждый год перевод бизнеса на новое юрлицо, а также дробление бизнеса на множество юрлиц.

Эти прогнозы сбылись в полной мере: согласно расследованию РБК (с полным текстом можно ознакомиться по данной ссылке), абсолютное большинство крупных туроператоров как раз и перевели свой бизнес на новые юрлица, тем самым кардинально сократив свои отчисления в фонды Турпомощи.

При этом чиновникам стучать кулаком по столу, угрожая карами в адрес туроператоров, бесполезно, ведь компании идут на эти хитрости, причем совершенно законные, вовсе не от хорошей жизни. Эксперты уверены, что исправить ситуацию с защитой туристов, и одновременно уменьшить финансовую нагрузку на туроператоров, возможно лишь в случае кардинального изменения отраслевого закона. Однако сделать это можно будет только под руководством нового и компетентного главы Ростуризма, а доверять его разработку теперешним чиновникам Минкульта и Ростуризма – значит лишь усугублять текущие проблемы.

Итак, согласно скрупулезным подсчетам журналистов РБК, все туроператоры выездного туризма, а это 466 компаний, за год обслужили всего 892 тыс. человек. В том числе 108 из 466 компаний отправили за границу менее 100 туристов каждая. И это при том, что по данным Росстата, граждане РФ за прошлый год совершили почти 31.7 млн поездок за рубеж.

Эти фейковые цифры, которые опубликовал Ростуризм, означают лишь одно – туроператоры всеми силами стараются избежать обременительных выплат в фонды Турпомощи, занижая свои отчёты. Напомним, что с этого года туроператоры выездного туризма должны делать ежегодные выплаты в два фонда — резервный и персональной ответственности. При этом отчисления в эти фонды зависят от прошлогоднего туротока туроператора. Например, если компания в отчетном году обслужила до 10 тыс. клиентов, она должна внести в резервный фонд 50 тыс. руб., если до 100 тыс. человек — 100 тыс. руб. и т.д. Плюс в фонд персональной ответственности туроператор перечисляет минимум 1% от общей суммы реализованного за прошлый год турпродукта. Кроме того, такой туроператор должен еще получить фингарантию на 50 млн руб.

Но эти платежи можно снизить — если одномоментно перевести бизнес на юрлицо, которое ранее выездным туризмом не занималось вовсе. В этом случае выплата в первый, резервный фонд составит лишь 100 тыс. руб., в фонд персональной ответственности — те же 100 тыс. руб., фингарантия — те же 50 млн руб. Впрочем, такой подход выгоден лишь для крупных туроператоров.

В качестве примера РБК действительно приводит заявленные обороты ряда крупнейших туроператоров. Наибольшую наглядность демонстрируют два крупных туроператора с турецкими корнями: «Корал» и «Пегас». Так, турецкий холдинг OTI, представленный в России такими брендами как Coral Travel, Sunmar и A Class, суммарно по всем этим компаниям отчитался о турпотоке чуть больше 35 тысяч человек! У «Пегас Туристик» немного другая тактика: для зарубежных направлений компания создала 16 юрлиц. Причём 15 из них отчитались лишь о трех-семи обслуженных клиентах в 2016 году, и лишь московское ООО «Пегас Туристик» уведомило Ростуризм о 52.4 тыс. туристов.

Впрочем, на такие меры туроператоры идут не от хорошей жизни: при доходности максимум в 2-3% от оборота положенные по закону платежи в фонды Турпомощи сделали бы туроператорский бизнес вообще бессмысленным. «Резервный фонд Турпомощи, фонд персональной ответственности, плюс ещё и фингарантии – всё вместе это непомерные поборы для турбизнеса, который вынужден прибегать к различным уловкам, чтобы не разориться. То, что эта тема поднята – хорошо, но в её контексте говорить нужно не о том, что туроператоры мошенники, а о том, что требования закона выполнить невозможно. Даже если на туристическом рынке ситуация улучшится, требования закона останутся невыполнимыми, ибо в таком случае туроператорам придётся класть денег в фонды ещё больше», — пояснила в четверг во время пресс-конференции Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ.

Напомним, что согласно оценкам экспертов, реальная защищенность туристов, ради которой затевалось прошлогоднее «редактирование» профильного закона, в денежном выражении упала примерно в 3 раза! Так, ранее мелкий туроператор имел минимальные фингарантии на сумму в 30 млн рублей, а также был участником фонда «Турпомощи» по экстренной эвакуации туристов. Фонд экстренной эвакуации никуда не делся (хотя был переименован в резервный фонд), т.к. он доказал свою состоятельность в 2014 году. Однако размер фингараний теперь уменьшен до 10 млн, хотя к нему добавлена защита через фонд персональной ответственности (выполняет почти те же функции, что и фингарании) – приблизительно на сумму 400 тысяч рублей или даже меньше, зависит от декларируемого туроператором оборота. Причём если туроператор внесет все 7% от оборота, т.е. 2.8 млн, то финагарантии ему получать будет вообще не надо. В итоге получаем, что размер денежной защиты туристов упал с 30 млн до 10 млн 400 тысяч рублей, т.е. почти в 3 раза, а при полном наполнении персонального фонда – уменьшился до размеров в 2.8 млн, т.е. почти в 10 раз. При этом теоретически фингарантии частично защищают туристов не только при банкротстве туроператоров, но и при невыполнении им условий договора, тогда как персональный фонд может использоваться исключительно как «завещание» — только при банкротстве компании.

В итоге эксперты уверены, что «в теории» для всех участников рынка было бы идеально, если бы размеры страхования и обеспечения туроператоров зависели бы непосредственно от их реальных продаж. «То есть цифры отчислений в фонды, размеры страхования и другие способы обеспечения ответственности были бы привязаны конкретно к каждому договору, путёвки или туристу, и дифференцировались бы в зависимости от реальных объемов обязательств, четко привязанных к реализации туроператора», — ранее пояснял корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» один из экспертов.

И если раньше страховые компании отказывались от подобного страхования каждого турпакета, то теперь, с разработкой электронной путевки, появился шанс это исправить, делая отчисления с каждого проданного тура не страховым компаниям, а в некий спецфонд. «Есть шанс, что система электронного документооборота — грядущей электронной путевки как обязательного документа, при полноценном внедрении на рынок позволит вести точный учет туроператоров и турагентов и их продаж. Когда появится этот механизм, можно будет вернуться к вопросу о привязке отчислений к конкретной реализации – чтобы от каждой электронной путевки микропроцент отчислялся бы для обеспечения ответственности туроператора. Смысл в том, чтобы это было привязано к реальному электронному документообороту», — отметил юрист.

Еще один вариант, реально защищающий туристов и турагентов, а также снимающий финансовую нагрузку с туроператоров – это введение механизма оплаты туров от турагентства к туроператору через специальный счет в банке. На этот счет турагентство перечисляет деньги, но туроператор получает их лишь спустя пару недель после возвращения туриста на родину и при отсутствии у него претензий. В случае претензий вопрос оплаты должен решать суд – сколько вернуть туристу в качестве компенсации, а сколько перечислить туроператору. Безусловно, в этом случае туроператоры лишатся бОльшей части оборотных денег, зато сойдет на нет демпинг, который возможен лишь при работе на обороте. Также станет ненужной и Турпомощь с её множеством фондов, разоряющих туроператров.

В целом очевидно, что варианты для справедливого и грамотного преобразования нынешнего Закона о туризме есть, и профессионалы при открытом его обсуждении в профильном сообществе вполне могут составить оптимальный документ. Очевидно и то, что поручать это нынешним чиновникам от туризма, провалившим всё что только можно, нельзя ни в коем случае. И тут, похоже, последнее слово будет за Виталием Мутко как за самым высокопоставленным представителем государства, курирующим туристическую отрасль.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Source: http://www.tourprom.ru/news/

Лучшие перелеты из Москвы

Куда Дата вылета Дата возвращения Авиакомпания Стоимость

Адлер

27.10.2017

30.10.2017

1 053i

Найти билет от 1 053i

Бангкок

19.03.2018

30.03.2018

20 907i

Найти билет от 20 907i

Ереван

29.11.2017

05.12.2017

4 337i

Найти билет от 4 337i

Пхукет

25.03.2018

13.04.2018

22 173i

Найти билет от 22 173i

Стамбул

20.12.2017

01.01.2018

3 212i

Найти билет от 3 212i

Санкт-Петербург

05.02.2018

13.02.2018

2 031i

Найти билет от 2 031i

Прага

06.10.2018

09.10.2018

8 552i

Найти билет от 8 552i

Симферополь

05.12.2017

11.12.2017

4 413i

Найти билет от 4 413i

Ташкент

10.01.2018

06.02.2018

17 656i

Найти билет от 17 656i

Тбилиси

12.01.2018

15.01.2018

7 120i

Найти билет от 7 120i